Модуль 3. Особенная часть квалификации преступлений в сфере
таможенного дела
Тема 1. Понятие, классификация и
общая характеристика
преступлений в сфере
таможенного дела.
Понятие, система и общая характеристика преступлений, совершаемых в таможенной сфере. Виды преступлений в сфере таможенного дела. Юридический анализ состава преступлений в сфере таможенного дела
Понятие, система и общая характеристика преступлений, совершаемых в таможенной сфере. Виды преступлений в сфере таможенного дела. Юридический анализ состава преступлений в сфере таможенного дела
Борьба с
преступлениями в сфере таможенного дела является неотъемлемым элементом
компетенции таможенных органов в сфере правоохранительной деятельности.
Строгий
таможенный контроль, установленный государством, осуществляется в целях защиты
российского рынка, стимулирования развития национальной экономики,
регулирования товарообмена на таможенной территории, обеспечения безопасности государства
и общества. В ходе осуществления таможенного контроля таможенными органами
могут быть выявлены различные правонарушения, в том числе преступного
характера.
В нынешний
период законодательством в согласовании с Федеральным законом от 07.12.2011 №
420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации» выделена категория
правонарушений, подвластных таможенным органам, которые, как и науки уголовного
права, приобрели наименование «преступления в сфере таможенного дела».
В настоящее
время, преступления в сфере таможенного дела отличаются в обстоятельствах
таможенного объединения, формулировка таможенного преступления в нынешний
период представляется так. Таможенное преступление, представляющее собой
виновно совершенное общественно опасное действие, запрещенное законодательством
государств – членов ТС под угрозой наказания, в условиях реализации ВЭД,
сопряженное с пересечением границы ТС либо государственной границы РФ и
существенно нарушающее работу таможенных органов по реализации целей и задач,
установленных законодательством государств – членов ТС.
Преступлением
в сфере таможенного дела (или как еще принято в таможенном праве - таможенным преступлением) следует понимать предусмотренное
уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или
бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их
таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и
уплаты таможенных платежей.
Можно сформулировать следующее
определение исследуемой группы преступлений: преступления в сфере таможенной
деятельности (таможенные преступления) – это виновно совершенные, общественно
опасные, уголовно наказуемые деяния, связанные с осуществлением деятельности в
сфере таможенного регулирования и относящиеся к компетенции таможенных органов.
Отечественная уголовно-правовая
наука и судебно-следственная практика традиционно называет термином «таможенные
преступления» специфическую группу общественно опасных деяний, которые посягают
на установленный порядок осуществления ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) и относятся по этой причине, в соответствии
с УПК РФ к компетенции таможенных органов РФ как органов дознания.
Таможенные
преступления – уголовно наказуемые противоправные деяния, которые нарушают
деятельность таможенных органов по реализации целей и задач, установленных
законодательством и совершаемых в сфере таможенного дела при перемещении
товаров и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках
ЕврАзЭС.
Из определений можно выделить
следующие признаки таможенных преступлений:
повышенная общественная
опасность
совершение преступлений в
результате внешнеэкономической деятельности
совершение преступлений в
результате пересечения товаров, ценностей и транспортных средств через
таможенную границу при их ввозе, вывозе и возврате
Нарушение установленных норм таможенного и уголовного
законодательства
подведомственность таможенным
органам
Выделяют
также отдельные характерные черты таможенных преступлений: латентность,
коррумпированность, транснациональность, высокая общественная опасность,
совершение большого количества преступлений группой лиц или организованными
преступными сообществами (ОПГ), использование такими сообществами граждан и
организаций, имеющих привилегии и льготы при таможенном оформлении, разделение
сфер влияния в ВЭД ОПГ, возрастание информированности ОПГ о специфике
таможенного дела, создание схем незаконного ухода от таможенных платежей и др.
Исходя из изложенного,
необходимо отметить, что широко используемый ранее термин «таможенные
преступления» представляется в настоящее время некорректным, так как
объединяющий их ранее критерий основного непосредственного объекта, связанного
с нарушением порядка перемещения товаров через таможенную границу, применим
далеко не ко всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов
действующим законодательством. Применение термина «таможенные преступления»
представляется возможным только при условии использования его для краткости
изложения как синонима «преступлений, расследование которых отнесено к
компетенции таможенных органов».
Тем не менее,
следует учитывать, что, несмотря на последние законодательные изменения, все
преступления, расследование которых отнесено к компетенции таможенных органов,
так или иначе связаны со сферой таможенного регулирования. Под сферой
таможенного регулирования понимаются отношения, связанные с ввозом товаров в РФ
и вывозом товаров из РФ, их перевозкой по территории РФ под таможенным
контролем, перемещением товаров между территорией РФ и территориями
искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет
юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного
права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и
использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением
таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, т.е. таможенные
органы имеют возможность выявить преступления, когда эти деяния связаны с
фактом перемещения товаров через границу, иначе они не попадут в сферу деятельности
таможенных органов.
УК РФ предусматривает 13 видов
таможенных преступлений, по которым в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 157 УПК РФ
таможенные органы РФ возбуждают уголовные дела и проводят неотложные следственные
действия.
Правовая
защищенность и правовая безопасность интересов личности, общества и государства
напрямую зависит от ситуации в сфере таможенного дела. Это касается практически
всех сфер экономики в современных условиях. Возбуждать и расследовать уголовные
дела таможенным органам вправе по 13 статьям УК РФ. Рассмотрим некоторые статьи
Уголовного кодекса Российской Федерации регулирующие ответственность за
нарушения в таможенном деле:
1. Ст.189 УК РФ.
Опасность преступления состоит в нарушении общественной безопасности, нарушении
норм международного права о нераспространении оружия массового поражения, а
также российского законодательства о военно-техническом сотрудничестве с
иностранными государствами, которые включает нормы о запрете, ограничении и
порядке оформления указанных в законе предметов для вывоза за пределы страны.
Наказывается лишением свободы на срок до 7 лет.
2. Ст.190 УК РФ.
Общественная опасность состоит в утрате культурных ценностей, которые находятся
на территории Российской Федерации, и ущерб культурному достоянию народов РФ и
зарубежных стран. Наиболее часто контрабандному вывозу подвергаются иконы,
произведения изобразительного искусства, религиозные предметы, редкие книги и
предметы нумизматики, которые найдены при раскопках предметов военной
атрибутики времен ВОВ. Наказывается лишением свободы на срок до 8 лет.
3. Ст.193 УК РФ.
Опасность данного преступления состоит в нарушении порядка движения валютных
операций, стабильности валютного рынка и нарушении интересов государства в
области финансов. Утечка капиталов за границу влечет за собой нежелательные
политические и экономические последствия. Наказывается лишением свободы на срок
до 5 лет.
4. Ст.193.1 УК
РФ. Статья дополнила статью 193 УК РФ в целях недопущения вывоза капиталов за
рубеж по подозрительным и фиктивным сделкам. За использование подложных
документов и при переводе ДС нерезидентам норма закона предусматривает
уголовную ответственность. Наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.
5. Ст.194 УК РФ.
Опасность нарушения состоит в подрыве порядка оплаты таможенных пошлин, а также
в нарушении интересов государства в области финансов.
Преступлением
считается незаконные действия человека (например, предоставление ложных документов
о товаре сотрудникам таможенной службы), и его бездействие (незадекларированный
товар, не оплачена таможенная пошлина). Таможенные преступления являются одной
из актуальных проблемы участия России в международных организациях.
Одним из
способов профилактики и предотвращения таможенных преступлений является
укрепление верховенства закона как необходимое условие участия России в
международных организациях.
Самым частым
способом уклонения от оплаты таможенных пошлин является заявление в таможенной декларации
и другой документации, которые необходимы для целей таможенного дела, неверной
информации о таможенной стоимости, количестве и объеме товаров, а также других
сведений, которые дают основание для снижения суммы таможенных платежей.
Наказывается лишением свободы на срок до 12 лет.
6. Ст.200.1 УК
РФ. Общественная опасность: утечка капитала за границу. На сегодняшний день,
единовременный вывоз наличных денежных средств физическим лицом с таможенной
территории Таможенного Союза совершается без ограничений.
Если сумма
наличных денежных средств меньше или равна 10 10000$ США, указанные ДС не
подлежат декларированию в письменной форме. Но если же сумма превышает 10000$
США, указанные ДС подлежат таможенному декларированию в письменной форме.
Делается это путем подачи пассажирской таможенной декларации на указанную сумму
ДС. Наказывается ограничением свободы до 4 лет.
7. Ст.200.2 УК
РФ. Нелегальное перемещение табачной и алкогольной продукции отрицательно
влияет на общее состояние борьбы с преступностью и обеспечение общественного
порядка, а также является большой угрозой для граждан страны. Контрабанда сырья
для производства алкогольной продукции усугубляет проблему ее незаконного
перемещения.
Контрабандный
ввоз спирта на территорию ТС совершается из Китая, Турции, Украины, Грузии,
Украины, Азербайджана и Туркмении. При этом самыми частыми способами
контрабанды являются: в обход таможенных постов, путем недостоверного
декларирования или сокрытия, по «зеленому коридору». Низкая себестоимость
продукции и существенно разный уровень налогообложения табачных изделий в
России и ЕС привели к многократной ценовой разнице, потому то контрабанда
сигарет стала очень прибыльной сферой деятельности криминальных структур.
Наказывается лишением свободы до 12 лет.
8. Ст.226.1 УК
РФ. Общественная опасность данного преступления выражается в том, что оно
влияет на основные экономические интересы РФ, на экологическую безопасность, на
военную безопасность, безопасность здоровья населения и общественную
нравственность, безопасность человечества. Наказывается лишением свободы на
срок до 12 лет.
9. Ст.229.1 УК
РФ. Общественная опасность состоит в подрыве общественной безопасности, росте
насилия и преступности. Как показывает практика, многие виды экономических
преступлений, а также механизмы привлечения правонарушителей к юридической
ответственности за их совершение очень схожи. Возникает необходимость создания
и разработки универсального механизма правовой защиты граждан и организаций в
современных условиях.
Таможенные
преступления можно классифицировать по сферам их воздействия:
1. Преступления
против общественности (ст. 226.1);
2. Экономические
преступления (ст. 173.1, ст. 173.2, ст. 174, ст. 174.1, ст. 189, ст. 190, ст.
193, ст. 193.1, ст. 194);
3. Преступления
против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 229.1).
№
|
Группа преступлений по
предмету посягательства
|
Статья УК РФ
|
1.
|
Связанные с образованием юридических лиц
|
173.1, 173.2
|
2.
|
Связанные с денежными средствами и (или)
денежными инструментами
|
174, 174.1, 193, 193.1, ч.3,4 ст. 194,
ч.2 ст. 200.1
|
3.
|
Связанные с сырьем, материалами,
опасными веществами, радиационными источниками, взрывными устройствами,
оружием массового поражения, оборудованием, технологиями, научно-технической информацией,
которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения
и военной техники
|
189, 226.1
|
4.
|
Связанные с культурными ценностями РФ
|
190, 226.1
|
5.
|
Связанные с алкогольной продукцией и
(или) табачными изделиями
|
200.2
|
6.
|
Связанные с наркотическими средствами, психотропными
веществами, их прекурсорами или аналогами, растениями, содержащих такие
вещества либо их части, а также с инструментами или оборудованием,
находящимся под специальным контролем и используемых для изготовления
наркотических средств или психотропных веществ
|
229.1
|
При совершении
преступления в сфере таможенного дела влияние оказывается на нормативно-урегулированные
принципы поведения субъектов взаимоотношений. Уклонение от технологических
процессов совершения таможенных операций, сопряженных с помещением товаров под
таможенные процедуры влечет за собой социально-небезопасные результаты. Так, в
совершении преступления в сфере таможенного дела особо важны два момента.
Во-первых, финансовая часть, отражающая масштабы причиненного ущерба социальным
взаимоотношениям. Во-вторых, правовой момент, определяющий несоблюдение
таможенного законодательства.
Таким образом,
преступления в сфере таможенного дела допускается определить в отдельную
независимую категорию преступлений, характеризующихся: высокой социальной
угрозой, связанной с осуществлением ВЭД, наносящей большой ущерб работе
таможенных организаций.
Одновременно с
этим преступления в сфере в таможенного дела принадлежат к группе тяжело
раскрываемых. Проблемы в раскрытии и следствии преступления в сфере в
таможенного дела, совершаемых в таможенной области, обусловлены последующими
объективными условиями: высокой степенью их скрытности; кропотливой подготовкой
к совершению правонарушения; трудностью приспособления совершения
правонарушения.
Большая часть из
отмеченных условий справедливо устранимы за расчетом перспектив применения
достижений техники в процессе раскрытия и следствия правонарушений, что обычно
соединяется со способностями применения особых познаний с определенной целью.
Преступления в
сфере в таможенного дела связаны с контрабандой и недостоверным декларированием товаров и
транспортных средств. Должностные лица таможенных органов, осуществляющие
таможенный контроль и расследование согласно установленному порядку, нередко
привлекают сотрудников экспертно-криминалистических служб ФТС России.
Практическая
деятельность говорит, что при анализе определения и сути специальных знаний
следует отталкиваться от того, что они обязаны толковаться в узком и широком
значении. В широком – специальные знания смогут понадобиться в разных моментах
отыскивания правды, равно как в криминальном, так и в судопроизводстве. В узком
значении познания более популярны в выявлении и расследовании преступлений в
сфере в таможенного дела.
Так,
применительно к расследованию, осуществляемому таможенными органами,
нерешенными являются вопросы правовых основ и форм использования специальных
познаний на стадии возбуждения уголовного дела: допустимости производства
судебных экспертиз, возможностей использования заключений экспертов, полученных
в рамках таможенного контроля, административного расследования, оперативно-розыскной
деятельности.
Таким образом,
ввиду рассмотренных изменений уголовного и уголовно-процессуального
законодательства, полномочия таможенных органов как органа дознания,
существенно сократились, но их и в настоящее время вполне достаточно для
выявления и пресечения преступлений в таможенной сфере и влияния на соблюдение
участниками ВЭД таможенного законодательства ТС.
Основной особенностью
преступлений в сфере таможенного дела является то, что для уяснения их
содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам
конкретного состава таможенного преступления, правоприменителю помимо
Уголовного кодекса РФ необходимо использовать также целый ряд иных законов, а
также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных
актов.
В условиях Таможенного союза отмечается
сложность противодействия таможенным преступлениям путем осуществления
частичных мероприятий по различным направлениям совершенствования
законодательства и процессуальной деятельности таможенных подразделений. Об
этом говорят статистические сведения Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации и данные правоохранительных подразделений таможенных
органов.
Прежде чем проводить анализ
законодательной и правоприменительной политики государства по отношению к
преступлениям в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля,
обратимся к общей характеристике системы таможенных преступлений.
В современной редакции Уголовного
кодекса Российской Федерации объекты рассматриваемых преступлений закреплены в
нескольких его главах, в частности в гл. 22–25. За последние пять лет нормы УК
РФ существенно изменились. Так, состав о контрабанде (ст. 188 УК РФ) был
декриминализирован. Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ расширена
компетенция таможенных органов как органов дознания (с 6 до 12 видов
преступлений). Одновременно был изменен ряд важных признаков отдельных составов
таможенных преступлений, а УК РФ был дополнен новыми нормами о таких
преступлениях (например, ст. 193.1, 200.1, 200.2, 226.1, 229.1). В отношении
нормы состава ст. 200.1 УК РФ отметим, что она криминализирована законом №
134-ФЗ в 2013 г. Теперь незаконное перемещение через таможенную границу
Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов,
совершенное в крупном размере, влечет наказание в виде штрафа в размере от
трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных
средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет,
либо в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо в виде принудительных
работ на срок до двух лет.
Также анализ действующего
законодательства позволяет утверждать, что применительно к исследуемой группе
преступлений уголовная ответственность наступает за посягательства на сферу
внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля как общих объектов
уголовно-правовой охраны по следующим составам: ст. 189, 190, 193, 1931, 194,
200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ.
Но указанная классификация таможенных
преступлений определена исходя из понятий внешнеэкономической деятельности и
нарушения таможенных правил и таможенных процедур либо уклонения от таможенного
контроля, поэтому целесообразно обратить внимание на составы преступлений,
«предшествующих» совершению таможенных преступлений. К ним можно отнести
деяния, которые выступают как способы совершения таможенных преступлений и
являются составным элементом последних, определяемым в процессе квалификации
юридического состава таможенного преступления. К таковым возможно отнести
следующие: незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица
(ст. 173.1 УК РФ); незаконное использование документов для образования
(создания, реорганизации) юридического лица (ст. 173.2 УК РФ); легализация
(отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами
преступным путем (ст. 174 УК РФ); легализация (отмывание) денежных средств или
иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
(ст. 174.1 УК РФ); совершение валютных операций по переводу денежных средств в
иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с
использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ).
Общая характеристика таможенных
преступлений исходя из традиционных уголовно-правовых классификаций может быть
представлена по признакам, связанным с объектом и с объективной стороной
преступления: по способу совершения преступления; по способу сокрытия
преступления, если оно не входит в качестве составной части в способ совершения
преступления.
Видовым объектом исследуемых
преступлений являются общественные отношения, возникающие в сфере экономической
деятельности (производства, распределения, обмена и потребления материальных
благ и услуг). Непосредственным объектом могут выступать конкретные
общественные отношения, связанные с определенной сферой экономики, конкретными
экономическими отношениями.
Объективная сторона большинства
рассматриваемых преступлений в сфере экономической деятельности заключается в
совершении их путем каких-либо действий. Часть преступлений может совершаться
путем бездействия (например, злостное уклонение от уплаты таможенных платежей).
Составы, имеющие материальную
конструкцию, предполагают обязательную взаимосвязанность деяния, общественно
опасных последствий и причинную связь между ними (например, незаконный оборот
драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК
РФ)). Формальные составы предполагают для правовой оценки лишь установление
факта общественно опасного деяния (например, воспрепятствование законной
предпринимательской деятельности).
Субъектом анализируемых преступлений могут
быть вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Субъекты
некоторых преступлений имеют признаки специального субъекта — должностного
лица. Субъективная сторона таможенных преступлений предполагает умышленную
форму вины либо может иметь две формы вины.
Изложенное позволяет говорить о
повышенной степени общественной опасности рассматриваемой группы преступлений.
Более того, «преступный вызов» требует соответствующего правомерного
противодействия. И государство в лице законодателя отвечает на реальную угрозу
своей экономической безопасности путем внесения в законы различного рода
изменений и дополнений, о чем свидетельствует ряд вышеназванных источников по
совершенствованию уголовного законодательства.
Но, к сожалению, приходится констатировать
рост уровня преступности в сфере экономики в целом и таможенной преступности в
частности. Это подтверждается статистическими показателями правоохранительной
деятельности.
Статистические данные позволяют говорить
о том, что таможенная преступность демонстрирует абсолютный рост. Только за
девять месяцев 2015 г. количество преступлений уже примерно сравнялось с
показателем 2014 г. в целом. Так, с января по сентябрь 2015 г. стоимость
незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза либо
государственную границу Российской Федерации товаров, в том числе стратегически
важных товаров и ресурсов (ст. 2261 УК РФ), составила более 4,7 млрд р. Размер
неуплаченных таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) достиг 3,1 млрд р. Не
возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской
Федерации (ст. 193 УК РФ) на сумму более 27,7 млрд р. Переведено денежных
средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета
нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 1931 УК РФ) на сумму
около 19 млрд р. Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и
(или) денежных инструментов (ст. 2001 УК РФ) составил более 900 млн р.,
стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза
алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 2002 УК РФ) — около 202 млн
р.
Также интересным представляется
соотношение количества возбужденных уголовных дел и числа вынесенных
обвинительных приговоров; например, в 2015 г. возбуждено 1 617 уголовных дел,
из них обвинительный приговор вынесен по 69 делам. Возникает вопрос о
восстановлении социальной справедливости по остальным уголовным делам (за
исключением дел, прекращенных в связи с деятельным раскаянием, - таких всего
два). Безусловно, рассматриваемая группа преступлений относится к латентным
деяниям, это вполне естественно, если учесть нынешнее отношение основной массы
населения к выплатам налоговых пошлин и таможенных платежей государству. Также
целесообразно отметить нестабильность таможенного законодательства, порождающую
недостатки в правоприменительной деятельности таможенных органов на этапе
предварительного расследования, что влечет повышение уровня латентности
рассматриваемых деяний. Более того, ситуация усугубляется сложностью реализации
уголовной ответственности в отношении неустановленных лиц.
Справедливо по этому вопросу мнение В.А.
Жбанкова, отмечающего, что в качестве ведущего фактора роста численности
таможенных преступлений выступает преобладание у значительной части лиц
состояния фрустрации и чувства зависти, проявляющих свои криминогенные свойства
на фоне сохранения достаточно высокого уровня пренебрежения законом и четкого
осознания безнаказанности, что характерно для российской ментальности.
Но даже с учетом сказанного - 1 617
возбужденных уголовных дел и 69 обвинительных приговоров по ним — возникают
сомнения в отношении применения норм уголовного и уголовно-процессуального
права с целью восстановления социальной справедливости с учетом принципов
уголовного права России.
В этом контексте справедливо мнение Л.В.
Иногамовой-Хегай о том, что экономические преступники больше всего боятся не
привлечения к уголовной ответственности, не осуждения как такового, они
опасаются остаться с потребительской корзиной, как у большинства
законопослушных граждан.
Анализ отечественной и зарубежной
литературы позволяет сделать вывод том, что наказание рублем является
эффективным и оказывает на виновных воздействие в части предупреждения
совершения ими новых преступлений. Платон утверждал: «Разумный наказывает не
потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь».
Итак, исходя из вышеизложенной общей
характеристики исследуемых преступлений их объектом является
внешнеэкономическая деятельность. Наказание за такие преступления должно быть
справедливым (соразмерным совершенному деянию).
С учетом действующего уголовного
законодательства к финансовым санкциям за рассматриваемые преступления следует
отнести штраф и исправительные работы.
Судебная практика назначения наказаний
за таможенные преступления характеризуется следующими показателями: лишение
свободы на определенный срок назначено 452 лицам, или 44,3 % от общего числа
осужденных; условное осуждение к лишению свободы — 288 лицам, что составляет
28,2 % от общего числа осужденных; штраф — 180 лицам, или 17,6 %; штраф в
качестве дополнительного вида наказания назначен 22 лицам, или 2,1 %;
исправительные работы назначены 7 лицам, что составляет менее 1 %5.
С учетом сказанного отметим норму УК РФ
о назначении справедливого уголовного наказания, базирующуюся на одном из основных
принципов уголовного права, закрепленном в ст. 6 УК РФ: «Наказание и иные меры
уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление,
должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени
общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности
виновного».
В этом контексте интерес представляют
некоторые судебные приговоры. Например, по приговору Московского районного суда
Калининграда С. осужден по ч. 1 ст. 194 УК РФ к штрафу в размере 50 тыс. р., а
сумма неуплаченных таможенных платежей, подлежащая уплате организацией при
оформлении судна по таможенной процедуре ИМ 4078, составила 3 865 658,09 р.,
что является крупным размером.
М. совершила контрабанду — незаконное
перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
стратегически важных товаров в крупном размере, т.е. преступление,
предусмотренное ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. При этом она осознавала противоправность
своих действий и имела корыстный преступный умысел. В ходе таможенного досмотра
у нее был обнаружен предварительно спрятанный ею в нательном поясе, надетом на
ней, и в ручной клади (сумке) товар — слитки из металла желтого цвета в
количестве 28 шт. стоимостью 3 963 540,00 р., которые она путем сокрытия от
таможенного контроля не задекларировала таможенному органу РФ в установленной
письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Указанными действиями М. не выполнила
требования о подаче сведений о перемещаемых через таможенную границу
Таможенного союза товарах таможенному органу в установленной письменной форме,
уклонившись от уплаты таможенных платежей на сумму 1 126 604,80 р., т.е.
совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 194 УК РФ. Приговором ей
назначено наказание по ч. 1 ст. 2261 УК РФ — условное лишение свободы и по ч. 1
ст. 194 УК РФ — штраф в размере 20 тыс. р.8 Более того, вещественные
доказательства (слитки) возвращены.
Изложенные примеры не исчерпаны двумя
приговорами. Анализ судебной практики подтверждает, что назначение уголовного
наказания по составам таможенных преступлений с точки зрения соотносимости
причиненного ущерба и наказания не в полной мере соответствует реализации
принципа соразмерности уголовного наказания преступному деянию. Также следует
отметить, что в качестве оснований применения условного наказания судами, как
правило, учитываются следующие моменты: совершенное преступление не является
тяжким; отсутствуют обстоятельства, отягчающие наказание; у обвиняемого имеются
малолетние дети; преступление совершено впервые (обстоятельство,
характеризующее личность подсудимого); преступник признал вину и раскаялся;
виновный характеризуется положительно. Также довольно часто судами при
назначении наказания применяется ст. 64 УК РФ о назначении более мягкого
наказания, чем предусмотрено за преступление.
Таким образом, статистические сведения о
применении видов наказаний выглядят вполне естественно. Однако необходимо
учитывать возникающую проблему уклонения от отбывания наказаний, не связанных с
лишением свободы.
В целом нельзя упрекать
правоприменителей в необъективности либо несоразмерности назначаемых наказаний,
но при такой практике превентивная функция уголовного правосудия фактически
сведена на нет. Поэтому на современном этапе в УК РФ следует уточнить общие
начала назначения наказания в части судейского усмотрения в целях постановления
соразмерных приговоров либо ввести в отдельные нормы о таможенных преступлениях
абсолютно определенные санкции, прежде всего за деяния, совершенные
организованными преступными группами, а также за преступления, связанные с
оборотом оружия и наркотиков, уклонением от уплаты государственных пошлин и
налогов в особо крупном размере. Более того, в условиях Таможенного союза
наказание однозначно должно быть одинаковым и соразмерным степени общественной
опасности посягательств.
5 курс,таможенное дело,ОЗО.Спасибо,тема интересная и познавательная.
ОтветитьУдалитьАкимова Пери
ОтветитьУдалитьГусейнова Зарема
Мусаева Разида
Курбанова Эмилия
Гаджиханов Умалат
Абдулатипов Магомед
Абдулаев Мурад
Муртузалиев Муса (5курс ОЗО Таможенное дело)